Главная » ГО и ЧС » Памятки

Информация о приемах и способах защиты населения

 

Информация о приемах и способах защиты населения

в чрезвычайных ситуациях

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ В ОБЛАСТИ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

(извлечения)

Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О гражданской обороне»

от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ

Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Статья 18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

3. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон российской федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

от 11 ноября 1994 г. № 68-ФЗ

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане Российской Федерации имеют право:

– быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

– на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

– на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане Российской Федерации обязаны:

– соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

– изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ

Статья 27. Обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности

Граждане Российской Федерации обязаны:

соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности;

проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности.

Статья 28. Ответственность за невыполнение или нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности

1. Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российск4ой Федерации.

2. Штрафы за административные правонарушения в области обеспечения радиационной безопасности могут налагаться должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности в пределах их полномочий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанностей устранения допущенных нарушений, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) причиненных им убытков, а также от возмещения убытков, причиненных юридическим лицам в результате радиационной аварии.

 

 

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

От 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ

Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Граждане имеют право на:

– защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

– возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

– участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

– получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

– участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

– соблюдать требования пожарной безопасности;

– иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

– при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

– до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

– оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

– выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

– предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследование и проверку принадлежащих им помещений и строений в целях контроля соблюдения требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Безопасность при пожаре.

Пожар в образовательном учреждении.

Общие рекомендации.

* Сообщить в пожарную охрану.

* Вывести на улицу учащихся и постоянный персонал из образовательного учреждения (далее ОУ).

* Попытка водой (из водопровода, от внутренних пожарных кранов), плотной тканью и т.п. в зависимости от очага возгорания потушить пожар.

* Отключить электроавтоматы (на распределительном щите).

* Закрыть окна и форточки в классах, учебных аудиториях.

* При сильном задымлении немедленно организовать выход всех находящихся людей в помещении из ОУ.

* При выходе из ОУ обеспечить защиту глаз и органов дыхания от дыма респиратором, ватно-марлевой повязкой, смоченным водой куском ткани и т.п., двигаться пригнувшись, ползком (внизу меньше дыма) накройте голову и тело мокрой тканью.

* При невозможности покинуть ОУ по лестничным маршам, использовать запасные выходы.

Правила поведения при пожаре.

Н Е Д О П У С Т И М О:

* Поддаваться панике.

* Не загромождать подходы к внутренним пожарным кранам в ОУ и лестничные площадки.

* Бороться с огнем самостоятельно, не вызвав пожарных.

* Открывать окна и двери.

* Опускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью подручных средств (падение почти всегда неизбежно), прыгать из окон (выше третьего этажа каждый второй прыжок смертелен).

Первичные средства пожаротушения и правила их использования.

1. Огнетушители химические пенные (ОХП).

Наиболее распространены огнетушители ОХП - 10. Однако они не применяются для тушения горящих без доступа воздуха веществ и электроустановок под напряжением.

Приведение в действие огнетушителя ОХП-10,

* прочистить отпрыск шпилькой (или иголкой);

* рукоятку поднять и перекинуть до отказа (на 180о);

* перевернуть огнетушитель вверх дном и встряхнуть;

* направить струю на очаг загорания

2. Огнетушитель углекислотный.

Предназначен для тушения горящих без доступа воздуха веществ. Незаменим при тушении пожаров, электрических двигателей, электроустановок, в химических лабораториях. Не боятся низких температур.

Приведение в действие:

* сорвать пломбу и выдернуть чеку;

* направить раструб на пламя;

* нажать рычаг.

Н Е Д О П У С Т И М О :

* держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз;

* прикасаться оголенными частями тела к раструбу (температура на его поверхности понижается до -60...-70оС);

* подводить раструб ближе 1 м к электроустановке под напряжением.

3. Огнетушители порошковые (ОП).

Предназначены для ликвидации горения твердых, жидких и газообразных веществ, а также пожаров на электроустановках под напряжением до 1 КВ.

Приведение в действие:

* выдернуть чеку;

* нажать на кнопку;

* направить пистолет на пламя;

* нажать на рычаг пистолета;

* тушить пламя менее чем с 5 м;

* при использовании огнетушителя его необходимо встряхнуть;

* рабочее положение огнетушителя вертикально (не переворачивать!).

4. Внутренние пожарные краны.

Приведение в действие внутренних пожарных кранов:

* открыть дверцу шкафа;

* раскатать в направлении очага пожара рукав, соединенный с краном и стволом;

* открыть вентиль поворотом маховика против хода часовой стрелки;

* направить струю воды из ствола в очаг горения.

Оповещение при возникновении чрезвычайной ситуации.

Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают: "Внимание всем!". Услышав этот сигнал, немедленно включить громкоговоритель, радио-, телеприемник, прослушать сообщение, передаваемое органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Действовать строго по указанию этих органов. В любой обстановке не терять самообладания, не поддаваться панике.

При возникновении ЧС в ОУ оповещение учащихся и постоянного персонала осуществлять средствами звонковой сигнализации и местных радиоузлов.

Безопасность при угрозе и совершении

террористических актов.

Помните, правильные и грамотные действия помогут сохранить вашу жизнь. Террористы могут установить взрывные устройства в самых неожиданных местах, припаркованных автомобилях. В настоящее время могут использоваться как промышленные, так и самодельные взрывные устройства, замаскированные под любые предметы. В последнее время террористы применяют для устрашения населения и шантажа государственной власти похищение людей и взятие заложников.

Вас украли, взяли в заложники.

Общие рекомендации:

* не делайте резких движений, на всякое действие спрашивайте разрешение;

* при угрозе применения оружия ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов лестниц;

* при ранении меньше двигайтесь, это уменьшит кровопотерю;

* в присутствии террористов не выражайте неудовольствие, воздержи­тесь от крика и стонов;

* запомните приметы террористов (лица, одежду, оружие - все, что может помочь спецслужбам);

* во время освобождения выберите место за укрытием, не высовывайтесь до окончания стрельбы, выполняйте требования работников спецслужб.

Меры защиты.

1). Реальная, в подавляющем большинстве случаев единственная возможность самому быстро вырваться из рук преступников бывает в начальной стадии захвата, в момент нападения. Но если безуспешность попыток освободиться, очевидна, лучше не прибегать к крайним мерам, а действовать сообразно складывающимся обстоятельствам.

2). С момента захвата необходимо контролировать свои действия и фиксировать все, что может способствовать освобождению. Надо постараться запомнить все детали транспортировки с места захвата: время и скорость движения, подъемы и спуски, крутые повороты, остановки у светофоров, железнодорожные переезды, характерные звуки. По возможности все эти сведения надо постараться передать намеком или запиской тем, кто ведет переговоры с преступниками. Если такая возможность не представится, в любом случае помните, что даже самая незначительная информация о «тюрьме для заложника» может оказаться полезной для его освобождения, поимки и изобличения преступников.

3). Надо запоминать все увиденное и услышанное за время пребывания в заключении - расположение окон, дверей, лестниц, цвет обоев, специфические запахи, не говоря уже о голосах, внешности и манерах самих преступников.

4). Необходимо также наблюдать за их поведением, внимательно слушать разговоры между собой, запоминать распределение ролей. Короче, составлять в уме четкий психологический портрет каждого из них. Известны случаи, когда похищенным людям удавалось оставлять в местах передвижения условные знаки, выбрасывать наружу записки, тем или иным способом отмечать место своего заточения. Однако делать подобные вещи следует осторожно, так как в случае их обнаружения преступниками неизбежно последует суровое наказание.

5). Человек становится жертвой с момента захвата, и хотя это происходит в разных условиях, жертва всегда испытывает сильное Психическое потрясение (шок). Оно обусловлено внезапным резким переходом от фазы спокойствия к фазе стресса. Люди реагируют на такой переход по-разному: одни оказываются, буквально парализованы страхом, другие пытаются дать отпор. Поэтому жизненно важно быстро справиться со своими эмоциями, чтобы вести себя рационально, увеличивая шанс своего спасения.

6). Внешняя готовность к контакту с преступниками и обсуждению интересующих их вопросов должна сочетаться с главным правилом: помогать не преступникам, а себе. Ведь полученная ими от заложника информация, в конечном счете, используется во вред ему самому, его близким, сослуживцам, сотрудникам правоохранительных органов.

7). Продуманно следует подходить к вопросам бандитов о возможной реакции своего окружения на похищение, о цене выкупа, о возможности удовлетворения других требований. Главная задача здесь в том, чтобы своими ответами помочь людям, стремящимся найти и освободить заложника, а не поставить их в затруднительное положение. В частности, аргументированное убеждение преступников в нереальности тех или иных требований может способствовать разрешению инцидента «малой кровью». В то же время, очевидно, что нельзя действовать по принципу «все или ничего». Реакция бандитов на очевидность факта неосуществимости их замысла в сочетании с возбужденным психическим состоянием, в котором они, как правило, находятся, может оказаться роковой для заложника (преступники нередко находятся под воздействием наркотического или алкогольного опьянения).

8). Надо пытаться смягчить враждебность бандитов по отношению к себе, искать возможности установления индивидуальных контактов с одним, некоторыми из них. Это необходимо хотя бы для того, чтобы избежать физических страданий или улучшить условия содержания.

9). Внешняя готовность найти общий язык с преступниками, участие в обсуждении волнующих их проблем не должны противоречить упомянутому главному принципу: "помогать себе, а не бандитам".

10). Чтобы сломать заложника психологически, преступники используют следующие меры давления: ограничивают подвижность, зрение, слух; плохо кормят, мучают голодом и жаждой, лишают сигарет, создают невыносимые условия пребывания.

11). Сохранение психологической устойчивости при длительном пребывании в заточении - одно из важнейших условий спасения заложника. Здесь хороши любые приемы и методы, отвлекающие от неприятных ощущений и переживаний, позволяющие сохранить ясность мыслей, адекватную оценку ситуации.

12). Полезно усвоить следующие правила:

а). Старайтесь, насколько это, возможно, соблюдать требования личной гигиены. Делайте доступные в данных условиях физические упражнения. Как минимум, напрягайте и расслабляйте поочередно все мышцы тела, если нельзя выполнять обычный гимнастический комплекс. Подобные упражнения желательно повторять не менее трех раз в день.

б). Очень полезно во всех отношениях практиковать аутотренинг и медитацию. Подобные методы помогают держать свою психику под контролем.

в). Вспоминайте про себя прочитанные книги, последовательно обдумывайте различные отвлеченные процессы (решайте математические задачи, вспоминайте иностранные слова и т.д.). Ваш мозг должен работать.

г). Если есть возможность, читайте все, что окажется под рукой, даже если это текст совершенно вам не интересен. Можно также писать, несмотря на то, что написанное будет отбираться. Важен сам процесс, помогающий сохранить рассудок.

д). Важно следить за временем, тем более что похитители обычно отбирают часы, отказываются говорить какой сейчас день и час, изолируют от внешнего мира. Отмечайте смену дня и ночи (по активности преступников, по звукам, режиму питания и т.д.).

е). Старайтесь относиться к происходящему с вами как бы со стороны, не принимая случившееся близко к сердцу, до конца надейтесь на благополучный исход. Страх, депрессия и апатия - три ваших главных врага.

ж). Не выбрасывайте вещи, которые могут вам пригодиться (лекарства, очки, карандаши, и т.д.), старайтесь создать хотя бы минимальный запас питьевой воды и продовольствия на тот случай, если вас надолго бросят одного или перестанут кормить.

Захватили ваш автобус (самолет).

* не привлекайте к себе внимание террористов;

* осмотрите салон, отметьте места возможного укрытия в случае стрельбы;

* успокойтесь, попытайтесь отвлечься от происходящего, если возможно, читайте;

* снимите ювелирные украшения;

* не смотрите в глаза террористам, не передвигайтесь по салону и не открывайте сумки без их разрешения;

* при попытке штурма ложитесь на пол между креслами и оставайтесь там до его окончания;

* после освобождения немедленно покиньте салон, не исключены его минирование и взрыв.

При обнаружении взрывоопасного предмета

* заметив взрывоопасный предмет (гранату, снаряд, бомбу и т. п.), не подходите близко к нему;

* немедленно сообщить о находке в милицию;

* не позволяйте никому прикасаться к опасному предмету;

* пресекайте попытки обезвредить его самостоятельно;

* держитесь как можно дальше от окон, зеркал, светильников;

* если вы на улице - отбегите от здания, от столбов линии электропередач.

ЕСЛИ ВДРУГ ПРОИЗОШЕЛ ВЗРЫВ.

1. Уточните обстановку.

2. В случае необходимости эвакуации возьмите документы и предметы первой необходимости.

3. Продвигайтесь осторожно, не трогайте поврежденные конструкции, оголившиеся провода.

4. В разрушенном или поврежденном помещении ОУ из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, свечами, факелами и т. п.).

5. При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (полотенцем).

6. Действуйте в строгом соответствии с указаниями прибывших на место взрыва спасателей МЧС, сотрудников милиции.

Вас завалило обломками стен.

* Постарайтесь не падать духом, дышите глубоко и ровно, приготовьтесь терпеть голод и жажду.

* Голосом и стуком привлекайте внимание людей.

* Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (ключи, кольцо и т. п.) для обнаружения вас металлолокатором (эхопеленгатором).

* Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички, свечи, берегите кислород.

* Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызывать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.

* Если у вас есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т. д.) укрепите потолок от обрушения и дожидайтесь помощи.

* Если нет возможности продвигаться по возможности расчистите вокруг себя пространство, отодвиньте твердые и острые предметы, отползите в безопасное место.

* При сильной жажде положите в рот небольшой гладкий камешек или обрывок носового платка и сосите его, дыша носом.

Проведение эвакомероприятий.

Оповещение о начале эвакуации руководящих работников ОУ осуществляют дежурные службы органов управления ГО и ЧС городов (районов), а также руководством территориальных комитетов образования.

Для дополнительного информирования и инструктирования эвакуируемых используются местные сети оповещения.

Общие рекомендации.

* Своевременно корректировать и согласовывать с районной эвакокомиссией план эвакуации.

* При получении сигнала на эвакуацию обеспечить сбор учителей и остальных работников для постановки задачи на эвакуацию.

* Прекращаются все плановые занятия, все учащиеся отпускаются домой.

* Решить вопросы с транспортом для вывоза в загородную зону преподавательского и вспомогательного состава, также членов их семей.

* Организовать передачу здания под охрану РЭУ и милиции.

* Поддерживать взаимодействие с районной эвакокомиссией.

*С прибытием в безопасную зону решить все вопросы с трудоустройством и материально-техническим обеспечением эвакуированных.

Рекомендации постоянному персоналу ОУ.

Получив распоряжение о начале эвакуации постоянный персонал ОУ обязан подготовиться к выезду (выходу) на сборный эвакуационный пункт (СЭП) с последующим убытием в загородную зону.

При себе иметь:

* личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о заключении брака и рождении детей, пенсионное удостоверение, деньги);

* трудовую книжку;

* продукты питания на 2-3 суток (консервы, концентраты, копчености, сухари, печенье, сахар и др.) и питьевую воду;

* одежду, обувь (в том числе и теплую), принадлежности туалета;

* белье, некоторые постельные принадлежности на случай длительного пребывания в загородной зоне;

* целесообразно иметь кружку, чашку, ложку, перочинный нож, спички, карманный фонарь.

Общий вес вещей не должен превышать 50 кг на каждого человека.

* детям дошкольного возраста необходимо пришить к одежде и белью ярлычки с указанием фамилии, имени и отчества ребенка, года рождения, места постоянного жительства и конечного пункта эвакуации.

Берегите себя!

Ваше мнение

Инициативное бюджетирование

"Инициативное бюджетирование" - гражданская инициатива по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении объектов расходования бюджетных средств, в реализации отобранных проектов, контролем за реализацией проектов и последующей эксплуатации и сохранностью построенных объектов. 

В случае, если в гп.Игрим будет реализовываться проект "Инициативное бюджетирование", готовы ли Вы участвовать в обсуждении приоритетных проектов, предлагать такие проекты, участвовать в софинансировании проектов?