Ежегодно в четвертую пятницу ноября люди во многих странах мира на сутки отказываются от любых покупок, напоминая себе о том, что чрезмерное потребление — опасная общественная тенденция. Это происходит в традиционное время начала рождественских распродаж. В этот день магазины получают от 20 до 50 % своей годовой выручки, а в массовых давках в самых крупных торговых центрах ежегодно гибнут люди.
Идея этого праздника-акции зародилась в Америке в 1992 году. С инициативой отказаться от покупок выступил канадский журналист эстонского происхождения Калле Ласн (Kalle Lasn). По его мнению, причину финансового кризиса нужно искать не в ликвидности или нерегулируемых рынках, а в культуре избыточного и бездумного потребления. Наиболее известный аргумент апологетов акции заключается в том, что в странах с высоким уровнем жизни проживает только 20 процентов населения земного шара, а используют они более 80 процентов всех природных ресурсов Земли.
В 2001 году при поддержке сайта Adbusters эта акция приобрела всемирный масштаб. Условия участия в этой акции просты — в течение 24 часов нужно отказаться от любых приобретений.
День отказа от покупок помимо Мексики, Канады и США прошел еще в 55 станах. В настоящее время к проведению подобных акций присоединилось еще 10 государств. Россия среди них пока не значится.